?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Бывать на Канонерке мне приходилось пару раз, но так и не удалось проникнуться этой зоной отчуждения или шикарным курортом (сколько людей - столько мнений). Для себя я решила, что Канонерский остров - этакая серая лошадка на карте Петербурга. А вот поближе с ней познакомиться все не получалось. Пока spbblog не пригласил на фестиваль авторских экскурсий по городу "Открытая карта".  После прекраснейших экскурсий samiznaetekto, развратившего меня своим перфекционизмом, чистейшим русским слогом и вдохновением, я боюсь ходить и слушать, потому что хороших экскурсоводов - раз, два.... А просто экскурсоводы мне скучны.

В итоге, я решила, что не важно какой там будет экскурсовод, просто поглубже прогуляюсь по острову и, может быть, что-то новое о нем узнаю. Настрой был совершенно правильный. Претензий к экскурсоводу не имею, а остров захотелось узнать еще тщательнее. Поэтому вернувшись из тленного февральского вечера домой я погрузилась в изучение истории Канонерки, современности, его жителей и проблем. А еще захотелось пожить неделю там, встречать рассветы, любоваться из окон заливом, а на закаты ходить на Край Земли.


Экскурсия началась у бассейна Прибой, который до недавнего времени был единственным в городе, где в воду не добавляли хлор. Теперь там школа, и в бассейн кого-попало не пускают.

1.


Школа №379 была рядом. И до 2006 года выглядела так. А в 2016 была снесена.

2.


Сейчас на месте той школы вот такой изумительный детский сад.  Безумно яркий, как на Крайнем Севере. Но что это над ним? Что за хребет динозавра? О нем мы поговорим позднее.

3.


А пока про историю острова, где сегодня три десятка зданий, не только жилых. Всего три десятка.

Примерно 4 000 лет назад (как говорится в книге А. Шарымова "Предыстория Санкт-Петербурга") после ухода ледника и прорыва перешейка между Ладогой и Финским заливом начала образовываться дельта Невы. Остров был во времена Рюрика, когда он ходил по варяжско-греческому пути. Нет никаких фактов о том, останавливался ли Рюрик на острове или нет, но то, что люди остров заметили и даже были на нем свидетельствует финское его имя "Киссасаари", что значит "кошачий".  Почему именно коты? Может быть они на острове жили, может быть остров похож на какую-то кошачью часть тела. Но то, что кот -- символ острова есть и сейчас - вот подтверждение.

4.


В 18 в. остров находился в ведомстве Адмиралтейства и назывался Батарейным, так как на нем находилась батарея с пороховыми погребами. Остров расположен в Финском Заливе и мимо него проходит Морской канал, по которому большие суда заходят в Неву - никто мимо не проскочит, враг ли, али люди лихой. А в конце 18 века остров получил название Канонирский, то значит "пушкарский".  Из пушек там палили. Это был военный полигон. Однако, как только на соседнем Гутуевском острове в конце 19 века открыли Морской торговый порт, стрельбище закрыли, а название у острова осталось.

Остров связан с морским Петербургом. С одной стороны 5 километрового острова проходит Морской канал, а на другой находится Судеоремонтный завод.

5.


И если раньше остров был закрытым во всех смыслах - секретный завод, транспортная оторванность от города (ни моста, ни тоннеля до 1983 года не было). Переправу осуществляли на специальных пароамх или лодках. На острове проживало около 5 тысяч человек, большая часть из них работали на предприятии. Однако остров был Таинственным для многих жителей Ленинграда, пройти на него могли только жители острова или те, кто работал в Морском порту или на Канонерском судоремонтном заводе. И до 70-х годов на картах Ленинграда остров не соответствовал своим истинным размерам и очертаниям.

Вот карта 1898 года (с сайта aroundspb.ru). С островом все в порядке.

6.


Но не на каждой карте советского периода этот остров найдешь. 1970-е гг. Остров есть, но даже зеленый массив на нем не обозначен.

7.


На военном немецком плане Ленинграда 1941 года остров есть, но только его часть.

8.

9.


А на карте 1969 года остров ловко "прикрыт" технической информацией.

10.


11.


Но сейчас остров открыт, доступен и на картах присутствует четко, вместе со своим ароматным соседом искусственным островом Белый, что находится северо-западнее. На Белом расположена станция аэрации, по бытовому очистные сооружения.  Почитав в интернете репортажи, поняла, что вроде бы там все чисто и на выходе получается кристальная питьевая вода, но на входе.... В любом случае на экскурсии фекалиями не пахло.

12.


А мы пойдем дальше. Сейчас на острове проживает около 2,5 тысяч человек. Осталась где-то половина жителей. Куда остальные подевались?

Вот, кажется, что такой толпы остров давно не видел.

13.


Когда в перестройку загнулась промышленность люди стали уезжать в поисках работы на большую землю. Сделать это стало проще, потому что в начале 80-х построили тоннель на Гутуевский остров. Правда сейчас поездка по нему скорее экстрим: плохое освещение, убогий асфальт, что-то течет сверху, узкий-узкий. А пешком так и совсем ходить там опасно. 40 см ширина технического прохода, и не факт, что в пешехода не врежется фура или газель. Но у местной молодежи есть прямо ритуал для просветления мозгов - пойти погулять по туннелю. Говорят там особая атмосфера. Туннель изгибается так, что на определенном участке не видно света в его концах. Что только в тот момент не передумаешь... А вот если авария происходит в тоннеле, а происходят они там постоянно, то остров остается без связи с городом. Абсолютно без связи - ни выехать, ни уехать.

Хотя дорога через остров на самом деле есть. Есть только маааленькая проблемка - она парит над островом.

14.


Да, это ЗСД, которая принесла много проблема жителям райского островка, питерских Канар  - как нежно называют его жители. Много внимания уделили проблеме ЗСД экскурсовод-любитель Ольга Полякова и урбанист Данияр Юсупов.

15.


16.


Дорога прошла буквально по головам жителей острова.

17.


18.

Однако, съезда на остров с ЗСД в настоящий момент не предполагает, и транспортные коллапсы в подводном туннеле под Морским каналом никуда не делись.

Несмотря на бодрого цвета дома на острове, говорят, что жизнь там не сахар, работы нет, почти все ездят в город, а о санитарной и экологической обстановке лучше вообще умолчать: очистные сооружения, завод - не лучшее соседство, чтобы мирно растить детей и жить самим.

19.


Вообще говорят, что на острове ничего примечательного нет от слова "совсем". Я бы так не сказала. Архитектура с первого взгляда хаотична - там белая точка-многоэтажка, сям панельное убожество. Никакого единства стиля, плана - ничего такого нет. Короче, сплошная эклектика. Вот прямо как она реализована в здании по адресу Канонерский остров, 24.

20.


На острове есть только одна улица с именем - Путиловская набережная. Все дома имеют в качестве адреса - название острова и номер. А в этом эклектичном здании, отреставрированном, должны размещаться офисы. Раньше это было здание портовой конторы, потом Амбулатория Канонерского судоремонтного завода. Хотят здесь здесь модный технопарк, привлечь разные бизнесы, чтобы они тут красиво работали. Центр города, 20 минут до метро Сенная-Садовая, 20 минут до аэропорта - это если повезет и через туннель можно выехать на заезд на ЗСД с набережной Екатерингофки, и если Пулковское шоссе будет свободно - то да, можно долететь. Идеально бы сюда вписалась вертолетная площадка. А какой-нибудь индустриальный гигант выкупил всю территорию и обосновался бы там. Порт под боком, небо свободно. Остров. Чем не круть?!

А вот жилые здания тут не могут находиться - нормы не позволяют. Однако все же стоят, квартиры в собственности, люди живут.

Часть зданий, правда, перевели в коммерческую недвижимость под хостелы-гостиницы-себлированные комнаты в наем. Даже покрасили и подновили сталинки, и продают по 70 килорублей за квадрат. Море рядом, курортная зона (и по фигу, что над головой грохочет ЗСД), до центра рукой подать. Да и сталинки - не хрущевки ж. Налетй-торопись, покупай недвижку!

21.


Когда проходишь под дорогой и задираешь голову - замираешь. Индустриальная красота.

22.


Как построили эту дорогу - самую дорогую дорогу в Европе? Станет девятым чудом света. И в прошлом году она не окупилась, согласно плану. Проезд платный, постоянно поднимают цены, ездят по ней далеко не все. Сколько раз ездила - дорога свободная. Да, быстро и лего можно с юга на север махнуть без пробок, полюбоваться видами самого дорогого стадиона, самого дорогого подвесного моста. Кажись только на Бентли и можно проезжать, чтобы полностью погрузиться в этот мир настоящего шика.

23.


А если спуститься с небес на землю, то окажешься на Путиловской набережной. Кому-то покажется все тленом, кому-то любимым Питером.

24.


Имя известного промышленника здесь не случайно. Именно он решил прорыть Морской канал, чтобы суда ближе подходили к его Путиловскому (ныне Кировскому) заводу. Да и морской порт был перенесен тоже по его прошению поближе к предприятию. Николай I с уважением относился к Николаю Ивановичу, тем более, что проект Морского канала действительно был нужен Петербургу. Мелководная Маркизова лужа не позволяла крупнотоннажным судам заходить с товарами в порт Петербург. Их разгружали в Кронштадте, а потом на небольших судах товары перевозили уже в город. Экономически это было невыгодно. Поэтому прорыть канал в том месте, где бы впадающие воды Невы его не заиливали было  стратегическим решением. В 1880 году умирает Путилов, но лишь через 5 лет появляется канал и набережная на Канонерском острове. До начала 2000-х годов все крупные суда и пассажирские лайнеры проходили по этому каналу. А иностранные суда с туристами стояли у острова. Представляю, какой ужас был в глазах иностранцев, когда они сходили на берег и вместо парадного Петербурга с дворцами, мостами и львами видели убогость и заросли. И еще интересный факт, иностранцы ходили по острову, который был стратегическим объектом и закрытым даже для большинства ленинградцев. Вот такие парадоксы.

Но в 2000-х годах прорыли Корабельный фарватер и круизники смогли уже ходить напрямую из залива в Неву. А теперь и вовсе идут до порта на Васильевском острове.

Проходя мимо сюрреалистических пейзажей с расселенными и частично расселенными домами вспоминаешь сюжеты из фантастическиой литературы. И кажется, что по этой металлической дороге-хребту носятся межвременные капсулы.

25.


Но стоит чуть отойти в сторону, как про ЗСД уже почти ничего не напоминает - если смотреть в верном направлении. На воду.

Белое ничего или зона отдыха.

26.


Но чуть повернешь голову - и снова эта дорога в небесах. А под ней гаражи...

27.



За спиной жилой массив. Несколько многоэтажек на окраине. Те, кто там живет, почти не слышат шума ЗСД, Один из местных жителей сказал, что живет он здесь 30 лет, уезжать никуда не хочет, все его устраивает: природа, море рядом, воздух чистый. О чем еще можно желать - и в городе вроде, и вроде не в городе.

28.


Интересно, что архитектура острова способна удивлять. Да, жилая архитектура. Есть дом с трехэтажными квартирами. Причем, это не многокомнатные, а однокомнатные 45 метровые жилища. Как такое возможно?

Нашелся план и нашлось фотодоказательство сего извращения архитектора. Ради прикола может быть и можно пожить с месяцок в такой, но на постоянку бегать из кухни в комнату с едой по лестнице как-то не очень. а как мебель заносить, а пианино если, да и вообще лестницы в микроквартире... Еще бы студию трехуровневую сделали бы, красавы.

Дом

29.

План квартиры

30.


Прихожая на первом уровне, из нее лестница на уровень команты и санузла, вторая лестница на уровень кухни.

31.


32.


33.

фото взяты из журнала giper Полный пост здесь.

Оказывается не только на Канонерке такие квартиры. Еще раньше, в начале 80-х годов на ул. Тухачевского возвели такой дом.

34.


На острове много пустырей, есть одно озерцо с трупами, в 90-е привозили туда неугодных и прятали концы в воду. Была на острове и нелегальная разборка угнанных автомобилей. Сколько всяких преступлений совершено на этой земле и не сосчитать. Колоритнейшее место, особенно, когда тепло, и местная гопота выползает с пивасом на бережок греть кости. Правда, городские жители тоже сюда приезжают жарить шашлыки, пить и творить бардак. Кучи мусора оставляют. Но еще большие кучи привозили сюда со строительства новой сцены Мариинского театра. Поэты собирались читать стихи в старой гигантской цистерне, оставшейся от местной котельной. С трубы котельной прыгали безбашенные джамперы на веревке и без. Искателей приключений, романтиков, любителей природы, отдыха, единения с водой, воздухом и любимым телом сюда приезжает множество. Зимой, понятное дело, меньше. А летом... Канары. Курорт.

Летом здесь здорово. Можно дойти до Морских ворот или другого края острова, где видна гигантская надпись Ленинград. Но мы в компании с fanny_furgang не потопали, так как начало смеркаться, а у нас были еще дела на вечер. Надо летом туда сходить, посмотреть.

Не сказать, что местные жители живут в депрессии, хотя, если почитать СМИ, то кажется, что они бедные кричат, а их не слышат, хотят уехать, а им не дают, задыхаются, но сидят.  Однако, поговорив с местными выяснилось, что им на острове комфортно, к местному криминалу привыкли, уезжать не хотят, прилегающие к домам территории всячеки украшают.

35.


Милейшее место на краю в центре города. Уйдешь подальше и ЗСД уже не слышно. Под снегом грязи и мусора не видно. Фотоаппарат никто не отжал, когда в сумерках мы шли к машине. А еще можно забраться на крышу многоэтажки и смотреть-смотреть-смотреть вдаль.

Я приценилась к аренде жилья - хочется хотя бы недельку пожить в этом романтичном месте, ловить лучи солнца, смотреть на море. Ничуть не дешевле, чем в Питере. Однушка от 17 000 р. Видовая - 20 000 р.  И стоит понимать, что евроремонтов там ждать не нужно. Регулярно сдаются комнаты за 12-14 тысяч р. В общем с жильем внайм на острове проблем нет. Так почему бы летом не махнуть в короткий отпуск на питерские Канары? Тем более, что один из вариантов развития острова предлагает создать здесь курортную рекреационную зону. Поживем-увидим.

За экскурсию, сподвигшую меня на поиск интересной информации, спасибо spbblog и Фестивалю "Открытая карта". А экскурсоводу рекомендую больше рассказывать действительно интересных фактов об истории острова и убрать из речи слова-паразиты.

И да, совсем забыла упомянуть, что были до недавнего времени на острове и исторические постройки, в частности дом семьи Тухловых, потомственных бакенщиков, построенный в конце 19 века и утраченный в 2012 году. Вот теперь все.

Комментарии

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
ruslanviktorov
10 мар, 2017 19:45 (UTC)
Как же мы убого живем(
zhzhitel
10 мар, 2017 19:53 (UTC)
Трехэтажные квартиры, наверное, хочется крыть трехэтажным матом.
nserg
10 мар, 2017 20:05 (UTC)
Спасибо за интересный рассказ. Многого не знал.
oksa_sun
10 мар, 2017 22:25 (UTC)
Рада, что понравился)
livejournal
10 мар, 2017 20:33 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
periskop
10 мар, 2017 20:47 (UTC)
Отлично, Оксана. Информативный пост.
oksa_sun
10 мар, 2017 22:25 (UTC)
Сергей, спасибо!
kladez_zolota
11 мар, 2017 02:37 (UTC)
Детский сад выделяется на фоне серого города.
stasya_she
11 мар, 2017 08:06 (UTC)
Спасибо, оч интересно было познакомиться с Канонерским. Я к нему с огромным трепетом отношусь. Крайний раз была там 1,5 года назад, когда шло строительство ЗСД. Буквально в голос рыдала, глядя на это чудо строительной мысли. Особенно грустно было, что на остров оно не спустится, так и останется только тоннель. По тоннелю ходила, это экстрим ))) Особенно когда там что-то большое проезжает.
За карты отдельное спасибо. Здорово.
nati_flame
11 мар, 2017 14:55 (UTC)
Впервые слышу об этом острове
za_y_ac
11 мар, 2017 14:56 (UTC)
Узнала для себя много нового и интересного
veronika_stef
11 мар, 2017 17:22 (UTC)
А мне понравилась идея многоуровневой квартиры. Что-то в этом есть :)
2dar
11 мар, 2017 20:34 (UTC)
Отличный рассказ, Оксана!
Andrey Velikanov
13 мар, 2017 22:14 (UTC)
Оксана молодчина! Читается интересно.
kladez_zolota
22 мар, 2017 06:00 (UTC)
Котик харизматичный!
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com