oksa_sun (oksa_sun) wrote,
oksa_sun
oksa_sun

Categories:

Вероломство образов Рене Магритт в Петербурге

Зеленые яблоки, яйца, русалка наборот, гигантская расческа на кровати, трубка, которая не трубка, человек в котелке и небесная лазурь с облаками. Из работы в работу мигрируют образы - простые сами по себе, но многогранные. Читая подписи к картинам, кажется, что кураторы выставки все перепутали: Великая война, почему-то обозначает красивую девушку с закрытым букетом лицом, а легкое облачко, проникающее в приоткрытую дверь,  - Победа. На картине под названием "Черная магия" ни одного мазка черной краски. А "Стрела Зенона" вовсе не походит на стрелу - это огромная глыба, застывшая в воздухе...  Что не так в этом мире? И лишь читая пояснения к картинам, которые организаторы разместили, начинаешь что-то понимать.

Таков мир бельгийского художника сюрреалиста (а может все же реалиста?) Рене Магритта.



Выставка открылась 3 ноября в Арт Банке на Невском, 62. Узнала о ней случайно, проходя мимо на раннеутренний киносеанс в Дом Кино. Новое выставочное пространство  прекрасно. Минимализм, в лучших европйеских традициях. освещение очень удачное - картины не бликуют, восхитительная музыка, которая помогает достичь тот самый сюр и чудесный уголок с мягкими креслами-яблоками, где можно  посидеть, отдохнуть, и с новыми силами продолжить знакомство с выставкой. 50 работ внимательно рассмотреть, подумать, осознать - это какминимум часа на два. Я провела там три часа. И можно было побыть там еще. Давненько выставки меня так не трогали. А те, работы, которые не вошли в экспозицию можно посмотреть на большом экране в центре зала.

Кстати, это не подлинники картин, это литографии. Почти все картины Магритта находятся в частных коллекциях. Однако от этого удовольствие от созерцания никуда не пропадает - вся суть не в способе изображения, а в том, что изображено.

1.


2.

Биографию художника приводить не буду, каждый сможет с ней ознакомиться. Влияние на творчество Дали, у которого гостили Рене с супругой Жоржетт, чувствуется в работах.

К примеру в "Черной магии" прослежиается образ Галы. хотя художник всегда изображал на картинах только свою супругу.

3.


А она в жизни была вот такой. Более нежной.
4.


Культурный обозреватель

5.


Или Мания величия.

6.


Явно чувствуется влияние творчества эксцентричного испанского художника.

Магритт много экпериментировал, пока не нашел свой стиль. Большинство его картин наполнено светом. А смысл в каждой картине не один. Их много.

Посетители выставки  с удовольствием фотографируют литографии. Привлекают интересные формы, их сочетание, а также яркие цвета. "Гробница борцов". Вот при чем тут гигантская роза?

В начале 1920-х годов Магритт работал на обойной фабрике и расписывал рулоны обоев цветами. Мне сложно представить СКОЛЬКО километров обоев ему пришлось расписать. Но на это нужно было большое терпение и усидчивость. Понятно, что обои ему надоели. Очень, что в итоге вылилось в такую картину, где роза  - это и эротика, и агрессивность.  

7.

Каждая картина заставляет задумываться, порой очень глубоко. Художник создавал образ картины за долго до ее воплощения. Часто ему приходили заказы от состоятельных людей, которые он должен был успеть выполнить в срок. Но вместо того, чтобы немедленно засесть за мольберт (кстати, роль мастерской для художника выполняла столовая, где он легко мог отложить в сторону кисти и приняться за обед), он прогуливался, думал, когда образ в его голове был готов - он шел играть в шахматы. Большая часть работы была сделана, оставалось лишь воплотить образы на полотне.  Его мышление вполне можно использовать в рекламных плакатах. На следующей фотографии яблоко - не яблоко. И действительно же, это не яблоко, а всего лишь его изображение.

8.


А как вам образы буржуа, которые то взлетают, то падают на картине "Голконда". Имя картины - имя средневекового города в Индии, процветающего, но разрушенного в 17 веке. И эти люди на картине все одинаковые, точнее их образы. Лично мне они напоминают современных стартаперов  - все одинаковые, болтаются между небом и землей, при этом каждый считает себя звездой уникальной.

9.


Образы парусника кочуют из работы в работу.

Соблазнитель. С этим не поспоришь.

10.


Или русалка наборот, в которой остается похотливая сущность.

11.


Каждая картина - это сначала удивление, потом включение работы мозга, поиски смысла, аллегории.  Глядя на его картины не требуется восхищаться качеством изображения или формами, но сочетанием образов. Я намеренно не говорю про предметы и объекты - потому что на картинах Магритта их просто нет. Есть всего лишь образы, которые рождают ассоциации, заставляют думать - и это прекрасно.

С выставки уходить не хочется, возникает желание по второму кругу пройти работы, потому что ощущение, что что-то где-то ты не додумал, недопонял, второй-третий смысл остался где-то там.

Рекомендую. Очень! И атмосфера располагающая к погружению в мир Рене Магритта.

12.



Tags: выставка, питер.
Subscribe
promo oksa_sun march 3, 2015 19:15 61
Buy for 100 tokens
Не далее чем весной прошлого года, после великолепной многочасовой экскурсии по архитектуре от samiznaetekto в рамках проекта spbblog Народный гид мы проезжали мимо одного из оставшихся в городе газгольдеров, и Миша продолжил мне экскурсию. Тогда мы гадали, что будет в этом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments