
Бухта Броутона - единственное надежно закрытое от ветров место на Курилах. Мы здесь провели несколько дней и капитан наш Андрей не беспокоился за яхту. Ошвартовавшись к старому военному полуразрушенному причалу мы могли простоять довольно долго, не испытывая проблем ни с ветром, ни с волнами. Все здесь было спокойно.

Раньше здесь, как и на остальных Курилах хозяйничали японцы, Но после второй мировой войны Курилы отошли к СССР и эту удобную во всех отношениях бухту решено было сделать базой советских подводных лодок.
Все здесь хорошо. бухта - заполненная водой кальдера некогда взорвавшегося вулкана. На острове есть еще 5 вулканов: Прево, Заварицкого, Горящая сопка, Мильно и Уратмана (под ним как раз и разбит поселок). Проход в бухту очень узкий, всего 120 метров.

Фарватер составляет порядка 70 метров в ширину. корабли и лодки заходили по створам. Для того, чтобы подлодки могли пройти проход специально расширили. Хотели автомный взрыв произвести - но во время прибыли сейсмологи-вулканологи. Взорвали обычным способом. Но прежде чем организовать базу и устроить поселок там проводили множественные сейсмологические исследования. "Опасности нет!" - заявили ученые мужи. И в 1978 году был организован поселок Кратерный. Для базы завезено оборудование. Потом поставили группу ПВО.

Но в 90-х годах военных расформировали, оборудование вывезли, людей выселили и поселок опустел. Последними уходили ПВО-шники. Остались записи в журналах 1997 года.

А жилось в советском военном поселке вполне комфортно по советским меркам. Были здесь брусовые и панельные дома, общежитие для военных, квартиры для офицеров и гражданских, к которым относились и ученые и обслуживающий персонал, школа, медсанчасть, детский сад, штаб ПВО, дизельная, гаражи для техники, метеостанция, была даже почта и конечно же большие причалы для кораблей и лодок.




Жителей вывезли очень быстро. На острове Итуруп мы встретились с Анатолием Михайловичем Скрипнюком, сейсмологом. Он уехал как-то в отпуск с острова, а назад уже не вернулся - вывезли жителей. Он даже не успел ничего из квартиры забрать. Ценные документы помогли ему переправить друзья, а вот фотографии безвозвратно утрачены. Мы во второй заход на остров обыскали его квартиру в надежде найти хоть что-нибудь, но увы. До нас там побывали десятки людей и вынесли абсолютно все. Те, кто жил или служил на Симушире общаются вот здесь.




После посещения поселка остается тяжелое гнетущее душу чувство. У меня даже возникла мысль, что после Курильской экспедиции в моей фотоколлекции останутся лишь города-поселки призраки и разный трэш. Мало того, что в поселке никто не живет - да и сам остров Симушир необитаем, так те туристы или сумасшедшие военные напоследок разнесли все, что оставалось. Вывернули кровати, вытащили чугунные ванны, раскурочили мебель и технику. Зачем, спрашивается? Или дух вандализма прочно укрепился в русском народе?

Будто неведомая сила разгромила здесь все. В пору снимать "Сталкер" или фильм ужасов. Декорации уже все готовы.


Но должен же быть какой-то позитив в этом месте. Спасибо Олегу за фото.

Мне понравилось, как на всем это черном, сером, грязном растет нежно-зеленый мох, покрывает столы и пол приятным ковром зеленая травка, словно лечит природа, затягивая живым пластырем раны, нанесенные человеком.


В домах очень сыро, много грибка, плесени. Все постепенно разрушается. Пройдет еще лет 20-30 и от поселка ничего не останется. Бетонные дороги заросли травой. Едва угадываются тропинки, но иногда приходилось пробираться через ольховый стланик, кедрач.

Вспомнила, как несколько лет назад лазила по дестроям и разным абандонам Ленобласти. Адреналинчик, вылазка по ржваой лестнице на крышу и... Жить бы здесь и жить. Каждое утро и каждый вечер можно было бы пить чай на той крыше, любоваться восходами и закатами. Правда с небольшой оговорочкой - хорошая погода здесь только в конце лета и чуток осенью. Остальное время - туманы, туманы, туманы. Но вид на бухту действительно великолепный. Смотришь на закатное солнце и не замечаешь уже остовов техники, домов с пустыми глазницами окон, разрушенных строений.


А еще здесь бывает радуга. Смотришь на неё и улыбаешься. Странно так она контрастирует с осколками Великой Империи.




Природа берет свое. Чтобы человек ни нагородил - все порастает мхом, травой, кустами. отвоеванное некогда у природы пространство опять природа забирает себе. О природе расскажу в одном из следующих репортажей.

Journal information