oksa_sun (oksa_sun) wrote,
oksa_sun
oksa_sun

Ужасы образования

Вчера закончила курс по Журналистике путешествий, который читала в одном из питерских вузов. Хоть студентов было мало, но они хорошие, интересные, а главное - интересующиеся. На парах никто не спал. все активно работали, и это меня радовало.

Наши занятие не походили на обычные лекции. Ненавижу лекции, когда лектор-попугай выступает, а аудитория или строчит мелким почерком каракули, или спит. Мы с девчатами беседовали, обсуждали, играли - в общем развлекались с удовольствием и пользой.

Каждый раз я на практические занятия приносила распечатки текстов для анализа, выдавала полезные напоминалки с художественными средствами, и каждый раз студенты спрашивал - это нам? Да, рисуйте, забирайте - что угодно с листочками делайте. И каждый раз они удивлялись.

Мне же самой было удивительна их реакция. Но оказалось все просто - другие преподаватели на группу выдавали один-два листика и непременно забирали их себе. Вот я бы таких преподавателей уволила. Студенты платят деньги за обучение, а ты даже ленишься на кафедре размножить учебный материал. Это же полный беспредел!

У меня на курсах каждый слушатель получает учебные материалы - он заплатил деньги, значит имеет право полноценно обучаться, а не только лекции слушать.

Рассказывала студентам как работать с редакциями, все детально, пошагово. Им тоже это никто не объяснял. Да и мне в свое время никто не рассказывал в вузе. Зато зубрили какие-то когнитивные симулякры и поля аргументации. Можно подумать, я за 8 лет самостоятельного плавания хотя бы раз про них вспомнила, или они мне пригодились. А установление дружбы с редактором значительно важнее знания герменевтического метода. А то народ писать-то научили, а как потом с этим жить и куда пристраиваться - не научили. Конечно, хорошо дать человеку удочку - но научите человека рыбу-то ловить...

А самым большим откровением для меня вчера было, что со студентами ни разу на практике не занимались литературным редактированием и правкой. Говорили об этом много, но в теории. Вчера мы разбирали ошибки чужие, правили предложения, подбирали верные слова. Было здорово, интересно - правда не все успешно справлялись с заданием. Но некоторые меня очень порадовали.

И как журналист будет хорошо писать, если он чужих ошибок не видит, не говоря уже о своих, а если видит - то не может их исправить. Он и у себя в тексте слово нужное не подберет.

Все больше занимаясь преподаванием понимаю, что учат у нас как-то не так. В седьмом классе дети пишут "Ципленок", в вузе они не видят ошибки в предложении "Маяк, как видно, давно не несет своих истинных обязанностей" и считают нормальным предложение "Глаз часто цепляется за что-то яркое, но постоянно это оказываются медные крышечки бутылок и пробки".

Мне грустно от того, что народ пишет мне письма, деловые предложения с орфографическими ошибками. А студенты считают, что отличие текстов для интернета от текстов для печатного издания в нарушении правил грамматики и орфографии. То есть в интернете мы что угодно можем писать и как угодно и наплевать на языковые нормы.

Вообще нужно каждого специалиста учить русскому языку в вузе. Вот только не странным теоретическим штукам, а практическим навыкам. Вот почему народ на третьем курсе не знает кто такой "старатель"? Бажова что ли не читали в детстве?

А еще мне не понятно, почему студенты не пишут мне письма, не задают после занятий вопросы. Я хочу с ними общаться, я готова рассказывать им то, что я знаю, делиться опытом. Почему-то в зарубежных вузах это нормально подходить после занятий или устраивать дискуссии с преподавателем - у нас же это далеко не везде практикуется.

Хочется надеяться, что мои студенты хоть чуточку что-то нового и полезного усвоили из наших совместных занятий. Они умные и перспективные, надеюсь, что у них все получится!



Tags: журналистика, образование
Subscribe
promo oksa_sun march 3, 2015 19:15 61
Buy for 100 tokens
Не далее чем весной прошлого года, после великолепной многочасовой экскурсии по архитектуре от samiznaetekto в рамках проекта spbblog Народный гид мы проезжали мимо одного из оставшихся в городе газгольдеров, и Миша продолжил мне экскурсию. Тогда мы гадали, что будет в этом…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments