?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Фрам великолепный

Разбирала фотографии из Норвегии и нашла музей-Фрам. Не могу отказать себе в удовольствии доставить вам удовольствие и рассказать о музее это прекрасного корабля. 

Одной из причин посетить Норвегию, было желание увидеть легендарный Фрам – корабль, который совершил три полярных экспедиции в начале прошлого века. Парусники – это моя страсть. Но вкупе с историей полярных экспедиций, именами Фритьофа Нансена, Отто Свердрупа, Руаля Амундсена и Норвегией этот корабль  представлял для меня величайшую ценность

Бережливые норвежцы сохранили Фрам, поставили на берегу, возвели стены, защити от дождя и снега. Совершенно непривлекательное снаружи строение с остроконечной крышей скрывает внутри историю полярных открытий. Расположен музей на острове Бюгдё, куда легко попасть из центра Осло на автобусе. А приобретя Oslo pass – туристический билет на сутки или больше вы бесплатно доедете до музея и прогуляетесь по нему.





Стоило только зайти внуть, как почувствовала холод. Тусклое синеватое освещение удачно дополняло атмосферу, в которой ходил Фрам. И пройдя  кассу, я оказалась под бушпритом этого невероятного судна. Созданный без традиционного киля, корпус по своей конструкции напоминает половинку скорлупы ореха. Это было сделано специально, чтобы корабль при попадании в ледовое пространство не был затерт и погиб как его многочисленные предшественники, а мог, как бы выжиматься поверх льдов, и оставаться невредимым. Размеры корабля поражают. Это не какая-то там лодка викингов, тоже успешно, между прочим, ходившая в северных водах. Это настоящий исследовательский корабль, приспособленный для суровых условий и вполне комфортного проживания команды на борту. Рассчитан на 5!!! лет автономного плавания. А если вспомнить, что на Южный полюс на нем везли множество собак и свиней – настоящая плавучая ферма.



Длина шхуны – а это значит, что на Фраме две мачты для постановки парусов – 36 метров, её ширина  - 11 метров, а осадка всего 4.8 метра. Для сравнения, парусно-моторная прогулочная яхта 12 метров в длину имеет осадку около 2 метров.  И что примечательно, Фрам полностью деревянный. Какого же труда стоило норвежцам его сохранить. Сразу вспомнила легендарный галеон-музей Васа, который стоит на музейном острове в Стокгольме. Тот, правда, больше 300 лет пролежал на дне морском, а ходил по морю всего несколько часов - не чета Фраму, верно служившему до 1914 года прошлого века.




Какой еще корабль может похвастаться такой богатой историей.

1893-1896 гг. – Дрейф через Арктический бассейн от Новосибирских островов в Гренландское море под руководством Нансена.

1898 – 1902 – Исследование Канадского Арктического архипелага под командованием Свердрупа.

1910-1912 – Антарктическая экспедиция Амундсена.

Припоминая каждое событие, я все еще не могу поверить, что в реальности прикасаюсь к обшивке корабля, побывавшего рядом с полюсами, несколько раз обошедшем вокруг земного шара.



В музее три этажа. Бродя по ним, ты как бы обходишь корабль вокруг и можешь наблюдать его то с носа, то в кормы. Экспозиция рассказывает обо всех экспедициях судна, его капитанах, руководителях исследований, самодостаточных ученых и аванатюристах. Каждой мелочи здесь нашлось место: эмалированная брендированная посуда., реклама – призывы к спонсорам, фотографии собак.



Туристов здесь уважают: информация подается интерактивно на нескольких языках. Всеми возможными способами создают атмосферу полярных походов – световое шоу зажигает на небе звезды, слышен шум волн – только нет характерного покачивания. И, конечно же, здесь прохладно, поэтому в летних шортах, майках и легких платьях ходить не рекомендуется. За час музей не обойдете, а за два точно замерзнете. Полярную одежду пошитую из шкур и одеял – как это было в экспедиции Амундсена – не выдают. Экскурсий нет, зато никто не мешает знакомиться с историей освоения ледовых территорий.





Для любителей экстрима и аттракционов здесь есть настоящая ледяная пещера. На деревянной двери в стене музея плакат – Осторожно, полярные медведи. По кнопке дверь открывается, я попадаю в маленькую камеру, и дверь за мной закрывается. Становится не по себе. Но тут стены раздвигаются и я в ледяной пещере. Брожу по коридорам, любуюсь сталактитами и вдруг за углом во льду мумия… Такой вот норвежский юмор.



Но самый лакомый кусочек оставляю напоследок. За что люблю норвежцев и финнов – все у них в музеях можно потрогать руками – или почти все. Шведы на свой Васа никого не пускают, зато аттракционов вокруг  - устать можно. Спустившись по трапу, чувствую под ногами палубу. Ныряю в трюма – а там… машинное отделение с 4-х поршневым двигателем. Изначально корабль строился так, чтобы и ветром можно было разгонять его и движком. Перед Антарктической экспедицией Фрам прошел реконструкцию, и паровой двигатель заменили на дизельный. И обшивку, поврежденную жучком, также заменили. Мачта одна тоже укороченной оказалась при ближайшем рассмотрении, но это вероятно уже после того, как разграбленный в 1914 году корабль восстанавливал его капитан Отто Свердруп. Не было в Норвегии корабельных сосен.  Сейчас корабль имеет облик, в котором он был в своей второй экспедиции.



Каюты радуют глаз – шкуры северных зверей, деревянные койки, личные вещи команды из прошлого-позапрошлого веков. Но тут же вопрос – как здоровые немалого роста мужчины умещались в этих койках? Судовая мебель кажется невероятно маленькой..





Заглянув во все отсеки корабля, не пропустив камбуз, где готовилась еда на всю команду – а в её составе было от  12  до 20  человек, выхожу на верхнюю палубу. Это судно еще живое, настоящее, кажется, что спусти его на воду и Фрам пойдет в плавание. Встаю к штурвалу. Тут на небе-потолке зажигаются звезды, по носу восходит огромная луна, слышу шум океана, и палуба под ногами начинает покачиваться…





Комментарии

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
natalav
4 окт, 2012 16:45 (UTC)
Какие же они молодцы! Такой музей создали!!! От одних фотографий дух захватывает, представляю, как впечатляет реальность. И то, что можно потрогать руками настоящую Историю - это супер.
oksa_sun
4 окт, 2012 16:55 (UTC)
Музей открыли в 1936 году. Но каждый год там какие-то нововведения делают. Пещера ледяная, к примеру.
grishin_alex
4 окт, 2012 17:26 (UTC)
я б там поселился.)
alexey_zyryanov
4 окт, 2012 18:21 (UTC)
На 5-й фотографии
Помимо посуды и фотографий сверху видна исписанная тетрадь. На судовой журнал не похожа. Наверное личный дневник капитана или матроса?
oksa_sun
4 окт, 2012 18:23 (UTC)
Re: На 5-й фотографии
да, там были дневники. Чей точно - сейчас не скажу. Надо съездить посмотреть-спросить)
biburat007
5 окт, 2012 18:42 (UTC)
Эх... "Фрам", "Васа", "Виктори"... Мечта!:)
dmitry_v_ch_l
5 окт, 2012 20:38 (UTC)
Нансен был величайшим человеком и полярным исследователем! Один из начальников экспедиций, где все из Арктики возвращались домой.
У меня в голове всегда сидит невероятная мысль: "Эх, свозить бы его сейчас на нашем ледоколе на Полюс!"
oksa_sun
7 окт, 2012 12:33 (UTC)
Собственно ради юбилея Нансена и состоялась моя поездка в Норвегию. Я им восхищаюсь!
А вот на ледоколе в Арктику сама очень сильно хочу. Причем не как турист. С удивлением узнала, что таджиков забросили на землю Александры - чистить Арктику от металлолома и мусора. Повезло же им... я и за бесплатно готова туда.
dmitry_v_ch_l
10 окт, 2012 12:58 (UTC)
Каждый год в наших местах встречаются яхты - может и Вы как-нибудь будете в составе их экипажа!
oksa_sun
10 окт, 2012 13:01 (UTC)
это в рамках высокоширотной регаты во главе с Петр I яхты там ходят. Не знаю-не знаю, может быть...
homemuse
20 ноя, 2012 19:28 (UTC)
Интересно, напомнило мне Швецию - музей посвященный кораблю Васса, но там корабль совсем не героический
earnss
21 ноя, 2012 00:42 (UTC)
а есть может еще фотки где его полностью видно?
oksa_sun
21 ноя, 2012 05:08 (UTC)
вот только частями. Потому как он занимает собой ВСЕ пространство. Не найти точки, чтобы его полностью снять. разве только "фишаем"
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com