?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Попасть в некрополи Александро-Невской Лавры мечтала давно, да все как-то путь не лежал. И внезапно, в последние выходные октября случайно оказалась рядом. Отчего же не зайти? Это место для меня не носит характер мистического. В первую очередь интересно посмотреть на него с культурной точки зрения. Конечно, после миланского Cimitero monumentale любая подобная коллекция надгробий и памятников невольно будет сравниваться с творениями итальянских мастеров в пользу последних. Здесь ничего не поделаешь, итальянцы - замечательные скульпторы. Однако и в Санкт-Петербурге есть много достойных памятников со своими чудесными историями.

Для музея под открытым небом, коим и является нынче Некрополь Александро-Невской Лавры,  с подобной организацией пространства стоимость в 200 рублей несколько завышена. Все понимаю, что нужно убирать, содержать, но  я бы вместо золочения внутреннего убранства церквей Лавры потратила бы эти золотые средства на приведение в порядок Некрополя XVII века. Хочешь понять страну - сходи на кладбище.

Про норвежские кладбища я писала подробный пост, в котором отмечала не только аккуратность их территорий, но и особую спокойную ни в коем случае не гнетущую атмосферу. На российские кладбища простые городские ходить страшно. Места темные, негативные, заросшие, с покосившимися оградками, порой пребывающие в постапокалиптическом хаосе. И хорошо, что я никак не представляла себе, что меня будет ждать в некрополях Лавры.

Итак, переступаем через черту и оказываемся среди гранитных, чугунных, мраморных изваяний.

1.


С первых минут полное понимание, что ты в России, и что здесь какой-то хаос.

2.


План музея с длинным списком представленных памятников великим людям, знати, фрейлинам, детям уважаемых петербуржцев никак не помогает разобраться кто есть кто. Встреченный музейный работник, бубнивший какие-то общие факты про надгробия и деятелей никакого впечатления не призвела. Поэтому лучший способ знакомства с музеем и его экспонатами - размеренная прогулка с фотоаппаратом, фиксация и детальное знакомство с историей жизни людей уже дома, изучая просторы интернета. ТО, что музей выполняет фукнцию образовательную - однозначно. Ежели, вернувшись из какого-то места хочется непременно узнать о нем больше - значит место действительно зацепило. Если во время прогулки возникают ассоциации, воспоминания, эмоции - значит музей работает. Не только сохранить, показать, рассказать, но и заставить задуматься - вот что делают отличные музеи.

Немного о современном состоянии некрополя. Редкие указатели значимых надгробий, размещенные на столбах  - вот и вся навигация. Пойдешь направо - придешь к Михайло Ломоносову. Пойдешь направо, а потом налево - попадешь к Наталье Ланской-Пушкиной. Можно долго кружить вокруг надгробий в поисках какого-то известного человека - совсем как приходя на обычное кладбище ищешь могилу родственника. Только там есть какие-то особые приметы - кривая сосенка, соседний памятник, 30 шагов на север от столба. А здесь, когда ты впервые, никаких особых примет нет. Приходится тщательно изучать каждый экспонат.

3.


Полустертые надписи на камне совсем скоро исчезнут. Их бы подновить - но православной Лавре это не нужно, а у музея как всегда нет стредств. Приходится овладевать методом слепого чтения пальцами, где можно дотянуться до камня.

Старейшее кладбище Санкт-Петербурга - Лазаревское, где ныне и находится Некрополь, разместилось на берегу Невы около деревни Вихтула. В этих местах народы ижора, чудь организовывали кладбища по берегам рек. Первым захоронением здесь стало погребение сестры Петра I Натальи Алексеевны в 1717 году.

Это кладбище не было приходским. Здесь хоронили только знатных особ, зачастую в присутствии Русского царя. После похорон Графа Шереметев, здесь находили покой высокие военноначальники.

Многие посетители Лазаревского кладбища идут посмотреть на надгробия знакомых исторических или культурных персонажей. Однако, помимо графа Шереметева, архитекторов Кваренги, Тома де Томона, Воронихина, писателя Фонвизина здесь есть немало интересных личностей.

Недалеко от входа прилег отдохнуть Густав Адольф Магир. Как ни странно, но на официальном сайте Музея городской скульптуры этот кенотаф (надгробие, под которым нет праха) значится как  принадлежащий Рейсигам. Но историю Рейсига я уже описала здесь.
Типичное для первой половины 19 века  европейское надгробие было перенесено сюда со Смоленского кладбища. Гранитный камень выглядит свежим, потому что эта копия содана в 2004 году. Кем был Густав Магир? Баварский врач, хирург 1807 - 1842 гг. Прибыл в Россию в 1932 году. Он был придворным доктором у герцога Максимилиана Лейхтенбергского и его супруги великой княжны Марии Николаевны (дочери Николая I). Сведения о жизни Магира скудны.

4.


Следующий интересный монумент поставлен Полковнику Гусарского полка Силе Андреевичу Баташеву (22.07.1794-15.08.1838) Примечательно, что в его доме в Петербурге жила семья Александра Пушкина. Памятник этот перенесен с кладбища Троице-Сергиевой приморской пустыне в связи с ликвидацией кладбища в 1931 году.

Беломраморная стелла с херувимами, воинскими доспехами и гербом датируется концом 30-х годов 19 века.

5.


Похожий памятник установлен Августину Бетанкуру (1758 - 1824), государственный деятель, ученый, инженер, генерал-лейтенант русской службы, архитектор. Родился на Тенерифе, но как и многие талантливые европейцы связал свою жизнь с Россией, приехав сюда в 1808 году.
Получив в Париже всестороннее образование он несколько лет стажировался в лучших европейских странах, где приобрел разнообразный опыт в строительстве. Участвовал в устройстве оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом. Был интендантом испанских армий и директором почт. А в России преобразовал Тульский оружейный завод, пушечный литейный дом в Казани, на Александровской мануфактуре ввел в работу новые и улучшил старые машины, построил здание московского манежа, первый мост через реку Нева и обустроил центральную набережную, также принимал участие в постройке Исаакиевского собора.  По его проекту был утвержден Иснтитут корпуса инженерных путей сообщения. Многое сделал Августин Бетанкур для развития инженерного образования в России.

6.


Интереснейшая личность Никиты Яковлевича Бичурина (архимандрит Иакинф), ученый, китаист, дипломат. Хоть и был рожден в семье диакона, преподавал в духовных семинариях, но отличался свободомыслием. Однако как ученый он дал миру больше, чем все священники, некогда переводившие его из своих вотчин куда подалее.

Он первый перевел на русский язык полностью большой китайский труд "Всеобщее зерцало, помогающее управлению", представляющий большую ценность для исследователей древнего и средневекового Китая. Бичурин был первым, кто представил китайскую цивилизацию, как самостоятельную, и не усматривал в ней, как многие европейские исследователи, вавилонских корней.

Написал много трудов по лингвистике и истории тюркских народов, возглавля  русскую духовную миссию в Пекине. За научные публикации и вклад в изучение культуры Азии был принят в член-корреспонденты Академии наук.

7.


Интересен памятник статскому советнику Тулубьеву Афанасию Никитиевичу. Напомнил мне надгробия в Милане, где часто изображаются скорбящие женские фигуры.

Афанасий Никитиевич служил чиновником особых поручений канцелярии императрицы Марии Федоровны (при главноуправляющем Собственной Ее Императорского Величества канцелярии по учрежд. Императрицы Марии), член статского совета Министерства внутренних дел.

8.


И раз уж речь зашла об итальянских памятниках, для которых характерны отдельные скульптуры или целые группы, то и таким нашлось место в некрополе Александро-Невской Лавры.

9.


10.


11.


За эстетикой сюда можно смело приходить.

12.


Интерес к кладбищам возник у меня совершенно случайно где-то в Европе. Во время прогулки забрела на одно кладбище и начала искать могилы людей, имевших какое-то отношение к морю. Море уже тогда меня пленило.

Не обошлось без морской темы и здесь в некрополе.  Надгробие в виду судна было поставлено на могиле купца Симона Дмитриева. Удивительно, что на Лазаревском кладбище среди государственных деятелей, ученых, драматургов, архитекторов вдруг оказался памятник какому-то купцу. Действительно, Симон Дмитриев был захоронен на другом кладбище - Георгиевском (что было у Большой Охты). Каких-то интересных сведений о жизни купца найти пока не удалось, но сам памятник достоин внимания. Есть несколько толкований истории происхождения этого памятника: некая аллегория на жизнь, символ рода занятий купца. И я склоняюсь ко второму. Ходил купец по рекам, возил товары, продавал. Был весьма успешен, иначе бы на какие средства поставить такой незаурядный памятник.

13.


14


И уже дома, при разборе фотографий я увидела еще одну морскую деталь. В основании памятника Штабс-ротмистру Кавалергардского полка Алексаю Яковлевичу Охотникову стоит якорь. Да и сам памятник весьма привлекателен и интересен. Кем же был этот Охотников?
При жизни Алексей Охотников был фаворитом императрицы Елизаветы Алексеевны. Супруга Александра I была нелюбимой женой. Когда грянула война с французами, то царь уехал в расположение войск, а недурная собой Елизавета осталась скучать во дворце. Тут-то и познакомила её фрейлина Голицына с офицером действующей армии Алексеем. И любовные страсти вспыхнули и моментально разгорелись.
Не обошлось здесь и без амурной переписки и личных тайных дневников, которые случайным образом явились на свет почти через пару столетий из-под обивки секретера Елизаветы Алексеевны.

«Среда, 11 февраля, предчувствие, что он будет в карауле, и в самом деле, бесполезная прогулка. Бал у Императрицы, плохо видела, идя ужинать, но украдкой посмотрела, возвращаясь. Любезный Vosdu, ручаюсь, что он сделал это нарочно».

«Четверг, 12, хотя и только что сменившись с караула, прогуливался пешком по набережной с другом, я — в санях; входя в театр, не видела и заметила только выходя, в тени на крыльце, и все же два взгляда».

Штабс-ротмистр не имевший дворянского статуса не мог проходить во дворец. Однако под покровом ночи он регулярно посещал покои императрицы. И у них даже рождается дочь, которая умирает во младенчестве. Но по одной из версий любовника смертельно ранят кинжалом, по другой - по состоянию здоровья он увольняется со службы и в деревне умирает от грудной жабы на 26 году жизни. Елизавета на собственные средства ставит своему любовнику памятник, с множеством символов: и сломленный дуб, и молодая печальная девушка, облокотившаяся на урну. Очередная красивая драматичная история любви.

15/


Из этого музея под открытым небом можно сделать невероятный культурный объект, лишь улушить навигацию, влить свежей крови в экскурсоводческий состав, снабдить каждое надгробие QR-кодом, чтобы посетители могли быстро прочитать историю человека, да отреставрировать памятники. Кто еще не был в Некрополе XVIII века - рекомендую к посещению.

При написании материала использовались публикации: С. Носов "Тайная жизнь петербургских памятников", Ю. Пирютко, А. Кобак "Исторические кладбища Санкт-Петербурга", В. Балязин "Тайны дома Романовых". Ресурсы http://lavraspb.ru/, http://www.in-city-walks.ru/.

Все фото сделаны на Nokia Lumia 1520.


Знакомьтесь с интересными темами в моем блоге:




Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
(без темы) - cremsetiq - 2 ноя, 2014 12:04 (UTC) - Развернуть
miroslavsvet
2 ноя, 2014 12:25 (UTC)
Да, вообще интересное место А-Н лавра
nikakovrova
2 ноя, 2014 15:39 (UTC)
"Хочешь понять страну - сходи на кладбище." - Вы правы! Интересная статья!!! Как я заметила, кладбища - тема не популярная. А жаль... Там можно найти и узнать много интересного...


Edited at 2014-11-02 15:43 (UTC)
lenarudenko
3 ноя, 2014 14:46 (UTC)
Люблю это место... Помню, тоже пост писала. Но некоторые памятники были закрыты на реставрацию.
Еще Некрополь мастеров искусств притягателен.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com