?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Ужасы образования

Вчера закончила курс по Журналистике путешествий, который читала в одном из питерских вузов. Хоть студентов было мало, но они хорошие, интересные, а главное - интересующиеся. На парах никто не спал. все активно работали, и это меня радовало.

Наши занятие не походили на обычные лекции. Ненавижу лекции, когда лектор-попугай выступает, а аудитория или строчит мелким почерком каракули, или спит. Мы с девчатами беседовали, обсуждали, играли - в общем развлекались с удовольствием и пользой.

Каждый раз я на практические занятия приносила распечатки текстов для анализа, выдавала полезные напоминалки с художественными средствами, и каждый раз студенты спрашивал - это нам? Да, рисуйте, забирайте - что угодно с листочками делайте. И каждый раз они удивлялись.

Мне же самой было удивительна их реакция. Но оказалось все просто - другие преподаватели на группу выдавали один-два листика и непременно забирали их себе. Вот я бы таких преподавателей уволила. Студенты платят деньги за обучение, а ты даже ленишься на кафедре размножить учебный материал. Это же полный беспредел!

У меня на курсах каждый слушатель получает учебные материалы - он заплатил деньги, значит имеет право полноценно обучаться, а не только лекции слушать.

Рассказывала студентам как работать с редакциями, все детально, пошагово. Им тоже это никто не объяснял. Да и мне в свое время никто не рассказывал в вузе. Зато зубрили какие-то когнитивные симулякры и поля аргументации. Можно подумать, я за 8 лет самостоятельного плавания хотя бы раз про них вспомнила, или они мне пригодились. А установление дружбы с редактором значительно важнее знания герменевтического метода. А то народ писать-то научили, а как потом с этим жить и куда пристраиваться - не научили. Конечно, хорошо дать человеку удочку - но научите человека рыбу-то ловить...

А самым большим откровением для меня вчера было, что со студентами ни разу на практике не занимались литературным редактированием и правкой. Говорили об этом много, но в теории. Вчера мы разбирали ошибки чужие, правили предложения, подбирали верные слова. Было здорово, интересно - правда не все успешно справлялись с заданием. Но некоторые меня очень порадовали.

И как журналист будет хорошо писать, если он чужих ошибок не видит, не говоря уже о своих, а если видит - то не может их исправить. Он и у себя в тексте слово нужное не подберет.

Все больше занимаясь преподаванием понимаю, что учат у нас как-то не так. В седьмом классе дети пишут "Ципленок", в вузе они не видят ошибки в предложении "Маяк, как видно, давно не несет своих истинных обязанностей" и считают нормальным предложение "Глаз часто цепляется за что-то яркое, но постоянно это оказываются медные крышечки бутылок и пробки".

Мне грустно от того, что народ пишет мне письма, деловые предложения с орфографическими ошибками. А студенты считают, что отличие текстов для интернета от текстов для печатного издания в нарушении правил грамматики и орфографии. То есть в интернете мы что угодно можем писать и как угодно и наплевать на языковые нормы.

Вообще нужно каждого специалиста учить русскому языку в вузе. Вот только не странным теоретическим штукам, а практическим навыкам. Вот почему народ на третьем курсе не знает кто такой "старатель"? Бажова что ли не читали в детстве?

А еще мне не понятно, почему студенты не пишут мне письма, не задают после занятий вопросы. Я хочу с ними общаться, я готова рассказывать им то, что я знаю, делиться опытом. Почему-то в зарубежных вузах это нормально подходить после занятий или устраивать дискуссии с преподавателем - у нас же это далеко не везде практикуется.

Хочется надеяться, что мои студенты хоть чуточку что-то нового и полезного усвоили из наших совместных занятий. Они умные и перспективные, надеюсь, что у них все получится!



Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
margo_engelin
22 мар, 2013 19:06 (UTC)
Ну так! :)) У герменевтики изначально своя узкая специфика.

Самое главное, что и вы и студенты получили удовольствие от процесса и результата. Это здорово!
veronika_stef
23 мар, 2013 09:03 (UTC)
Помнится, когда я училась, желания вступать в дискуссии с преподавателями не было. Потому что это было чревато. Хотя были отдельные преподаватели, с которыми мы с удовольствием общались после лекций.
stasya_she
23 мар, 2013 10:32 (UTC)
О, я знаю, откуда эти крышечки ))) Но не знаю, что в нем не так. То есть оно мне не нравится, но в чем проблема - не могу объяснить, могу только переформулировать.
А мы сегодня тоже весело играли, и даже не заметили, как быстро пролетело время, хотя изначально все ныли, как они устали, хотят спать и поэтому "отпустите пораньше".
oksa_sun
23 мар, 2013 17:39 (UTC)
О, игрушки со студентами это правильное занятие)
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com