?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

В музее «Тульские самовары» начала свою работу выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых и часть экспозиции посвящено императорской яхте "Ливадия". «Ливадия» – единственная яхта царской семьи, принимавшая участие в боевых действиях в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Остатки яхты Александра II, затонувшей в 1878 году, были обнаружены в Крыму у мыса Тарханкут экспедицией тульских подводников в августе 2008 года.



Водоизмещение  яхты при полной нагрузке составляло 1964 тонны. Наибольшая длина равнялась 92,7 (между перпендикулярами 81,2), ширина с обшивкой 10,97, осадка носом 4,50, кормой 4,65 метра. Корпус был выполнен из русского дуба, тика, гондурасского красного дерева и сосны. Двухцилиндровая паровая машина прямого действия нарицательной мощностью 460 л. с. питалась паром от восьми трехтопочных котлов. Два гребных колеса сообщали яхте скорость до 12 узлов.
Вооружение состояло из четырех 4-фунтовых (87-мм) нарезных пушек с длиной ствола 20 калибров, служивших, главным образом, для салютов. Экипаж состоял из 16 офицеров и 227 нижних чинов. Отделка императорских помещений была исключительно роскошной. Стоимость постройки составила 1,75 млн. рублей. Для сравнения: на постройку заложенного в то же время броненосного корвета "Генерал-адмирал" отводилось 1,83 млн. руб. (без вооружения).
Война с Турцией застала яхту в Николаеве. По "высочайшему соизволению" ее было разрешено использовать для защиты черноморских берегов. "Ливадия" начала кампанию 17 мая 1877 года с переоборудованная для военных целей.
11 августа "Ливадия" отправилась в самостоятельное крейсерство к Румелийскому берегу. На следующий день в заливе у Варны была обнаружена турецкая 2-мачтовая кочерма. Парусник сразу сожгли, а команду отпустили на берег. Около трех часов дня два броненосца стали преследовать яхту. Когда расстояние сократилось до 30 кб на "Ливадии" пробили боевую тревогу и развели пары на минном катере.
Для облегчения яхты за борт пришлось выбросить около 50 т угля и опорожнить цистерны пресной воды. После этого скорость яхты заметно увеличилась, и расстояние до преследователей перестало сокращаться. В 11 часов 13 августа "Ливадия" подошла к Севастополю. Около 14 часов турецкие броненосцы приблизились к порту и открыли стрельбу по береговым батареям, но через полчаса прекратили огонь и ушли к Сулину.
21 октября 1878 года яхта отправилась с великим князем Сергеем Александровичем из Ялты в Одессу с посещением Севастополя. После выхода из Севастополя во втором часу ночи 22 октября, потеряв ориентировку в тумане, "Ливадия" выскочила на камни восточнее Тарханкутского маяка в 300 саженях (630 м) от берега. Вначале ни у кого не было сомнений, что яхту удастся быстро вывести на чистую воду - никаких повреждений она не получила. Однако днем ветер усилился, и в 18 часов Сергей Александрович покинул яхту.

Начавшийся шторм не дал возможности судам подойти и сдвинуть судно с мели. Не удалось это сделать и после шторма, накренившего яхту на 30 градусов. Со следующим штормом судно переломилось и обломки носовой части были выброшены на берег.

По материалам журнала "Катера и яхты".

Метки:

Комментарии

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
oksa_sun
12 мар, 2013 08:27 (UTC)
Кажется, что яхта идет не в водоизмещающем режиме)
(Удалённый комментарий)
oksa_sun
12 мар, 2013 08:42 (UTC)
художник просто нарисовал сначала яхту, а потом волны пририсовал))))
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com